Руководитель театра «Чарли Клуб»
Ирина Старостенко
«Таких детей, как у нас, больше нет нигде!»
При чтении резюме Ирины Старостенко сразу понимаешь, что перед нами – талантливый организатор и очень храбрый человек, которого не страшат неизбежные при открытии любого дела проблемы.

Участница проекта портала «Вологда-Поиск» «Женщины меняют Вологду» Ирина Александровна Старостенко - актриса Театра юного зрителя в Брянске и в вологодском Театре для детей и молодежи в 1980-ые. Создатель и преподаватель театральной студии в вологодском ЦДО. Создатель и преподаватель в Школе современного театра в «Чайке» и Театре молодого актера в 1999 году.

Основатель и преподаватель «Чарли Клуба» и первого в Вологодской области бэби-театра, который открылся в Вологде в 2016 году. Как говорится, и это все о ней!

Ирина Старостенко родилась в Вологде, закончила театральное училище в Ярославле и уехала в Брянск, где вместе с другими коллегами участвовала в открытии Театра юного зрителя. В Брянске она была востребованной актрисой, перевоплощаясь то в героинь исторических пьес, то в мамаш малолетнего преступника. Когда недавно в Вологду на гастроли приехали артисты Брянского ТЮЗа, Ирина Александровна вместе с друзьями с удовольствием вспоминали первые роли, первые спектакли…
- В 1982 году я вернулась в Вологду. Заболела смертельным заболеванием мама, и, конечно, от меня требовалось быть рядом. Я не хотела уезжать из Брянска, ведь у меня там было все очень хорошо. Да и отпускать меня не хотели, держали всеми цепями, какими можно было держать. А приехав в Вологду, выяснилось, что я беременна, - рассказывает Ирина Старостенко.
При таких обстоятельствах было сложно развивать актерскую карьеру. А после первого ребенка в семье появился второй малыш, и Ирина Александровна поняла, что она не из тех актрис, кто между семьей и сценой выбирает второе.
- Не могу сказать, что я активно работала в вологодском ТЮЗе. Моя актерская жизнь в Вологде прошла немного стороной. Для меня была важнее семья, театр шел параллельно, - считает героиня нашего проекта.
Ирине Александровне всегда нравилось что-то придумывать, создавать что-то новое. В этом, как она говорит, ее интерес к жизни. Когда дети немного подросли, она начала творить. Сначала – создавать моноспектакли, в чем ей помогал супруг. Для выступлений они построили сцену в одном из помещений ЦДО на улице Чернышевского.
- В нашей театральной студии были и младшая, и старшая группы. А затем команда моих друзей – актеров, художников, музыкантов, творческих людей, которым хотелось реализоваться больше, чем они реализованы на тот момент – решили ориентировать на преподавание театрального искусства детям. Вместе с Мариной Ястребовой, Наташей Воробьевой, Валерием Бартосиком и многими другими очень интересными людьми Ирина Старостенко открыла в «Чайке» Школу-студию драматического искусства.
- В 1999 году мы дали небольшую заметку в газете «Городок», что набираем детей и ведем отбор талантливых ребят. Пришло такое количество детей! Было ощущение, что у нас просто театральный вуз. У нас было 5-6 человек на место. Шли туры несколько дней, все было по-настоящему. Участников туров так расстраивались, что даже плакали из-за того, что не прошли, - вспоминает Ирина Александровна.
Созданный позже Театр молодого актера показал, что юные актеры многому научились. Их постановки стали победителями десятка творческих состязаний как в России, так и за границей. При этом у Ирины Старостенко и ее коллег не было стремления воспитывать будущих актеров. Творческие люди стремились раскрыть талантливых детей.
- Не могу сказать, что много ребят ушли в актерскую профессию. Мы лишь развивали через сцену и творческие занятия ребят, и приобретенные навыки ценятся в любой профессии. Конечно, есть такие дети, которые не смогли справиться с о своей актерской природой, и они пошли дальше. Это Альбина Суедова, Матвей Паксяйкин, Эмилия Черская. Эти ребята вошли в эту сложную жизнь, и им не позавидуешь. Чтобы быть на плаву в этой профессии, быть удовлетворенной своей жизнью, нужно пахать и трудиться. И не только. Должна еще и история везения. Чтобы стать баловнем судьбы, чтобы заметили, вытащили за волосы, чтобы работать с замечательным режиссером. Но это бывает очень редко, к сожалению. Но ребята молодцы, идут вперед, добиваются своих целей, и я надеюсь, что мы о них еще услышим больше, чем сейчас, - рассказывает Ирина Александровна.

Ирина Старостенко
Руководитель театра «Чарли Клуб»
Проект, который открыла для вологжан Ирина Старостенко в 2016 году, - бэби-театр «Чарли Клуб».
- Бэби-театров очень мало в России, но мы решились представить это направление в Вологде. Однажды в театр кукол приехали родоначальники бэби-театров Юрий Устюгов со своей супругой Ольгой. А я о них много читала. Естественно, мы познакомились и подружились, купив лицензии на несколько спектаклей, которые с успехом идут в Вологде в «Чарли Клубе». Играют эти спектакли профессиональные актеры. Они ориентированы на детей от 10 месяцев. Но бывают разные случаи, например, не так давно на спектакль к нам пришла мамочка с двухмесячным ребенком. Кто-то из зрителей постарше заметил, мол, зачем Вы пришли, ребенок же все равно ничего не увидит, а она спокойно ответила: «Все приходит с молоком матери». Она сама смотрела спектакль, а ребенок спал, иногда прикладываясь к груди и посасывая молочко. Согласитесь, это мудрая женщина, - считает основатель «Чарли Клуба».
Постановки бэби-театра особенные. Зрители лично участвуют в спектаклях, взаимодействуют со средой. В зале нет посадочных мест, звучит, прекрасная музыка, сюжет основан на бесконфликтной драматургии. Родители погружаются в сказку, как дети.

Те, кто посещают младшие группы «Чарли Клуба», знают много стихов, песен, они умеют танцевать, чем очень радуют родителей. Мамы и папы, которые приводят детишек на занятия, могут поболтать тут же за чашкой кофе.
- Ничего удивительно, что из такого теплого места дети, вырастая, не хотят уходить. Поэтому мы открыли старшие группы и даже решили убрать из названия «бэби», потому что мы на самом деле стали клубом, - говорит Ирина Александровна. – Мы хотим, чтобы малыш, которые придет в «Чарли Клуб», знал альтернативу гаджетам. Что есть возможность читать, писать, играть, возможность открывать нашу жизнь с разных сторон. Когда маленькие дети чувствуют, что вот здесь ему хорошо, что он попадал на планету к добрым людям, которые ему объясняют, что можно учиться танцевать, стихи читать, придумывать игры, радовать маму, он становится интересным для того мира, в котором он живет. Сначала для родителей, потом одноклассников и так далее. Нам интересно заниматься детьми, потому что потом они становятся интересными людьми, с которыми интересно жить.
Родители признаются Ирине Старостенко и ее коллегами по «Чарли Клубу», что спектакли и занятия в группах меняют детей к лучшему. Скромные малыши становятся активнее и раскрываются.
- Конечно, это происходит не сразу. Надо потерпеть. Главное, чтобы ребенок видел довольную, не тревожную маму, которая должна быть уверена, что все получится. И тогда у малыша точно все получится! – считает Ирина Старостенко.
У Ирины Александровны в запасе всегда много идей. К тому же ее друзья, единомышленники готовы поддержать ее в реализации проектов.
- Сначала в голове возникает проект, а потом уже думаешь, кто из друзей может помочь сделать все на высоком уровне. Скажу прямо, не люблю самодеятельности. Нужно, чтобы все было по гамбургскому счету. Сейчас, например, мы с ребятами стали ставить спектакли, в основе постановок - поэзия Серебряного века. Да, это неожиданно, но зато дети знакомятся с новыми для себя именами, пробуют себя в новой стилистике, им интересно! – рассказывает Ирина Александровна.
В результате ребята привезли спектакль «Череда мимолетностей» на международный театральный фестиваль «ARTIS--2022» в Петербург и взяли Гран-При. Жюри, в котором было много медийных, узнаваемых лиц, оценивали 56 коллективов со всей страны и ближнего зарубежья. На разборе члены жюри восхищались работой юных вологжан, а Ирину Александровну, которую наградили дипломом лауреата в номинации «Лучший педагог сезона по театральному творчеству», спрашивали, как ей удалось создать такой спектакль.
Женщины меняют Вологду: театр слезам не верит Ирина Старостенко
Авторская программа «В Скляре»
- А просто я не отношусь к детям, как к незрелым и несознательным. Я сразу о них думаю лучше и разговариваю с ними по-взрослому. В итоге они меня слышат и понимают. Порой идешь и думаешь, что устала, что хочется все бросить, и тут приходишь на работу, тебя встречают дети улыбками и приветствиями, и думаешь, как хорошо. Мне так приятно, когда они меня спрашивают, какое стихотворение мы будем учить сегодня. Где Вы таких детей еще видели?! – улыбается Ирина Старостенко.
Партнеры проекта
  • Официальный представитель брендов.
    2-х этажный роскошный мультибрендовый бутик
    с оригинальным и изысканным выбором
    премиальной/люксовой одежды и аксессуаров для женщин, мужчин и детей.
  • государственное учреждение и институт развития РФ, важный элемент системных мер государства, направленных на повышение глобальной конкурентоспособности российской промышленности и проведения политики импортозамещения.
Вернутся на главную