АКТРИСА
Наталья Ситникова
«Я считаю главным в профессии стремление меняться»
Общаться с актрисой вологодского драматического театра, заслуженной артисткой РФ Натальей Ситниковой – огромное удовольствие. Она так красиво и емко формулирует, что кажется, будто говоришь с героиней классических произведений.

Но Наталья Владимировна не только проявляет свой талант в интервью, она, как говорится, несет культуру и русский язык в массы! 10 лет героиня проекта городского портала «Вологда-Поиск» «Женщины меняют Вологду». Наталья Владимировна преподавала в областном колледже искусств сценическую речь.

Ее ученики успешно работают в вологодских театрах, а сама Наталья не устает продвигать любовь к литературе и русскому языку. Например, сейчас она самореализуется как режиссер в литературных постановках по творчеству вологодских писателей. В конце марта в вологодском драматическом театре состоялась премьера Натальи Ситниковой, которая поставила на малой сцене спектакль по творчеству Александра Яшина.
- Мне не нравится, когда про Вологду говорят, что она какая-то забитая и кондовая. Это неправда, она намоленная, она хорошая, она своеобразная. Ведь бывает, что у людей все плавно течет, немного «болотисто», но бывают периоды, когда все ярко и все кипит. Вологда живет как вся страна, есть свои взлеты, свои затишья. Конечно, своей работой, я надеюсь, меняешь что-то. через учеников меняешь что-то. Я старалась вложить только хорошее, например, отношение к профессии. Каждый мой курс делал программу по писателям и прозаикам Вологодчины. Я хотела привить любовь к нашим классикам. Иногда сталкиваешься, что в стране, кроме Рубцова, мало кто знает вологодских поэтов, и это неприятно, - признает Наталья Ситникова.
Чтобы изменить ситуацию, она вместе со студентами занималась постановками по военным стихам, стихотворениям о Родине Сергея Орлова, Сергея Викулова, Ольги Фокиной и других поэтов. И это еще один вклад в жизнь города любимой актрисы, творчество которой изменило вологодскую театральную жизнь.
В 2023 будет 33 года, как Наташа Ситникова, уроженка Норильска, окончила актерский факультет института искусств в Красноярске и в 1990-м году в составе четвёрки выпускников института (Наталья Ситникова, Андрей Шерстнёв, Игорь Рудинский, Константин Гамов) приехала в Вологду, на работу в драматический театр.
- Сначала Вологда казалась затихающей очень рано, ложащейся спать с 9 часов вечера. Для нас это было удивительно после Красноярска, где мы учились. Тогда это поражало, но постепенно мы познакомились с замечательными людьми, и они нас очень радовали. Это люди разных профессий, это и поклонники театра, и люди искусства, которые находятся рядом с нашими по жизни. По сути, они идут рядом с нами по жизни, и дружба с ними длится десятилетиями, - признается в любви вологжанам Наталья Ситникова.
Влияние театра на жизнь вологжан Наталье Владимировне считает значительным. По ее словам, многим местным жителям очень интересна творческая жизнь. А вслед за ними и дети ценителей искусства влюбляются в театр, приходят за кулисы и порой даже выбирают артистическую стезю.

Эта театральная магия до сих пор подзаряжает и нашу героиню. Наталья Владимировна рада всему новому и готова к экспериментам.
- Когда вологодским драматическим театром руководил Алексей Ожогин, в Вологду приезжало много молодых приглашенных режиссеров. И хотя довольно большой период пришелся на пандемию, с нами поработали минимум 4 новых режиссера. Я была занята не во всех спектаклях, но наблюдать за процессом даже со стороны было интересно. Да, что-то не получилось, что-то было резко для вологодского зрителя, что-то было, наверно, даже неприемлемо, но это было незабываемо., - признается Наталья Ситников.
Ей понравилось работать с ленинградским режиссером Романом Кагановичем на Северо-Западном театральном форуме, в один из дней которого актеры были заняты в читках и эскизах.

Замечательным она называет опыт взаимодействия с режиссером постановки по Бертольду Брехту «Добрый человек из Сезуана» Артемом Самигуллиным.
- Мне понравилась работать с Артемом. Жаль, что постановку уже не увидеть, так как из театра ушли главные исполнители. Артем Самигуллин увидел меня другой и дал мне попробовать себя в чем-то новом. Это дает артистке не спать, меняться, это, я считаю, главным в нашей профессии. Иначе можно заскорузнуть и всю жизнь играть Джульетт и Гамлетов. Если человек играет одну и ту же роль, это становится либо смешным, либо нелепым и печальным, - объясняет актриса и педагог.
Свое желание меняться Наталья Ситникова считает причиной того, что переход к ролям разного возраста и разного типажа дался ей легко. К тому же капустники и выступления актерской команды драматического театра на разных мероприятиях дают возможность экспериментировать и пробовать то, что потом можно повторить на большой сцене.

Сибирячка Наталья Ситникова обладает яркой энергетикой. Именно бьющая через край энергия и нехватка работы в театре подтолкнула ее и коллег, приехавших в Вологду, к созданию творческого объединения «КАрт Бланш» в 1997 году. Спектакли этого независимого союза артистов, к которому присоединились Оксана Киселева, Сергей Закутин, звукорежиссер Дмитрий Белов, Иван Мамонов, Наталья Гнеушева, можно было увидеть в Доме актера.
- Мы выплескивали свою энергию в постановки, в капустники, в малые формы. А сейчас такой потребности у меня нет, так как работы очень много. Мне нравится реализовать свои задумки на площадке моего театра. Тем более что мне дают свободу, я уже поставила на малой сцене два музыкально-литературных спектакля, - говорит Наталья Ситникова.
Объем работы сократился только в последние годы из-за пандемии. Наталья Владимировна, которую часто приглашают вести различные мероприятия, говорит, что из-за ковида пришлось непросто многим творческим людям. Некоторые актеры, как рассказывает Наталья Ситникова, даже ушли из профессии, оказавшись запертыми дома.
- Меня это не коснулось, потому что я не представляю, что можно заниматься чем-то другим. Но от пандемии я тоже пострадала, перенесла ковид, который, конечно, подорвал здоровье. Я до сих пор восстанавливаюсь, чувствую себя иногда уставшей после нагрузки. Спасибо сцене, где я постепенно реабилитировалась после перенесенной болезни, - говорит актриса.
Поклонники Натальи Ситниковой мечтают видеть ее в каждом спектакле вологодского драматического театра. Но сама актриса объясняет, что это невозможно, да и не нужно.
- К моменту, когда ты не участвуешь в постановке, я давно отношусь философски. Лучше меньше да лучше. Для актера примелькаться и быть во всех ролях неправильно, теряется подход к каждой из ролей. Это также, как в кино, когда становишься медийной личностью и начинаешь играть одну и ту же роль из фильма в фильм. Я противница того, чтобы во всех молодых главных ролях спектаклей была одна и та актриса, во всех возрастных ролях – лишь двое-трое артисток, как это зачастую бывает, когда ставят репертуар лишь на пятерых человек. И потом люди ходят и говорят, что у них складывается впечатление, что они смотрят одну и ту же постановку, - делится Наталья Владимировна.
Когда она слышит, что артистов упрекают в веселье несмотря на тяжелые времена, цитирует фразу Анны Франк из спектакля драматического театра.
- Я не знаю легких времен. В моей жизни их не было. Каждый период было сложно, всегда было нельзя о чем-то говорить, потому это вызывает разные мнения, разную реакцию, в том числе и болевую. Но всегда есть вещи, которые людей объединяют. У нас был спектакль про Анну Франк, и она там говорила упрекнувшей ее маме: «Мама, если мы будем думать о всех несчастьях в мире, мы погибнем». То же самое я испытываю, потому что не могу думать только о горе и трагедиях на планете. Я думаю еще и о рождении, о счастье детей, о здоровье друзей. Мы понимаем, какая страшная сейчас ситуация, но люди идут охотнее на спектакле, на которых можно улыбнуться. И нельзя их в этом обвинять, что они бездушные и никакие. Мы всего лишь хотим, чтобы зритель имел возможность, приходя в театр, улыбнуться, - говорит Наталья Ситникова.
Партнеры проекта
  • Официальный представитель брендов.
    2-х этажный роскошный мультибрендовый бутик
    с оригинальным и изысканным выбором
    премиальной/люксовой одежды и аксессуаров для женщин, мужчин и детей.
  • государственное учреждение и институт развития РФ, важный элемент системных мер государства, направленных на повышение глобальной конкурентоспособности российской промышленности и проведения политики импортозамещения.
Вернутся на главную